Меню

Бабу ягу одолел недуг разболелся запломбированный зуб ударение

Учимся говорить правильно

Работа над произношением

Орфоэпия – достаточно сложная тема школьного курса русского языка. К сожалению, учащиеся не часто слышат речь, в которой соблюдаются орфоэпические нормы, к тому же произношение многих слов не регулируется правилами. Предлагаемые задания помогут повысить уровень речевой культуры школьников.

1. Подготовьтесь к чтению текста (в случае затруднений обратитесь к орфоэпическому словарю).

2. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.

3. Выполните тестовые задания.

Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включён. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеянно переставлял ополоснутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем, но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.

1. В каком слове ударение падает не на последний слог?

2. В каком случае ударный гласный выделен неверно?

3. В каком из этих слов постановка ударения определяется контекстом?

4. В каком из этих слов ударение падает на второй слог?

5. В каком из этих слов ударный гласный выделен верно?

6. В каком из этих слов возможны два варианта постановки ударения?

7. В скольких словах ударение падает на второй слог?

Туника, красивее, танцовщица, избалованный.

Ключ к тесту: 1Г, 2В, 3Б, 4В, 5А, 6В, 7В.

Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старая ворожея знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить ее страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. Когда вода закипела, старушка стала с сосредоточением помешивать варево. И вот наконец все было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побежден. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая теплые августовские вечера.

1. В каком из этих слов ударение падает на третий слог?

2. В каком из этих слов ударный гласный выделен неверно?

3. В каком из этих слов постановка ударения определяется контекстом?

4. В каком из этих слов ударный гласный выделен верно?

5. В каком из этих слов ударение падает не на первый слог?

6. В каком из этих слов ударный гласный выделен неверно?

7. В какой строке во всех словах ударение падает на один и тот же слог?

А. Сосредоточение, ворожея, запломбированный.

В. Кедровый, кухонный, зубчатый.

Г. Средства, недуг, облегчить.

Ключ к тесту: 1Г, 2Г, 3Г, 4А, 5Г, 6В, 7А.

Была последняя декада месяца. Старший менеджер сидел за компьютером. Он работал в очень быстром темпе, ожидая, что позвонит шеф и потребует отчет за третий квартал текущего года. Молодой человек занимался обеспечением оптовых поставок мальчиковой одежды, и последний договор, заключенный им, был признан экспертами самым выгодным для фирмы. За успешную работу менеджера должны были премировать, и мысль об этом была очень приятной для него. Отправив шефу отчет, молодой человек быстро просмотрел рекламный каталог, надел пальто, похожее на шинель, и вышел из офиса.

Не пропустите:  Лучшая клиника в москве для имплантации зубов

1. В каком из слов выделенный согласный является мягким?

2. В каком из слов ударный гласный выделен верно?

3. В скольких словах ударение падает на последний слог?

Позвонит, каталог, квартал, эксперт.

4. В скольких словах выделенный согласный является мягким?

5. В скольких словах выделенный согласный является ударным?

Ключ к тесту: 1Б, 2В, 3Г, 4В, 5В.

Источник статьи: http://rus.1sept.ru/article.php?ID=200702410

Тест «Орфоэпия»

Умение: правильно ставить ударение в словах.

Просмотр содержимого документа
«Тест «Орфоэпия»»

Умение: правильно ставить ударение в словах.

1.Списать слова, поставить в них ударение.

Договор, звонит, торты, баловать, каталог, квартал, щавель, кухонный, колледж, эксперт, жалюзи, кинокартина.

2.В каком слове ударение падает на первый слог?
1. звонят
2. поняла
3. партер
4. торты
3.В каком слове неверно указано ударение?
1. шофЁр
2. отнялА
3. звОнит
4. пОняли

4.Прочитать слова, записать по алфавиту, расставить в словах ударение.

Банты, шофер, закупорить, документ, каталог, красивее.

5.Прочитать слова, расставить в них ударение, выписать слова с ударением на второй слог.
Банты, шофер, документ, красивее, портфель, звонит, поняли.

Задания повышенного уровня

1.Дописать пропущенное слово.

1.Кратчайшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки разных слов, называется … (морфемой) 2. Редукция характерна для … (гласных) звуков.3. Замена звонкого согласного на конце слова и перед глухим согласным парным ему глухим называется … (оглушением). 4.Орфоэпия изучает . (нормы современного русского литературного произношения). 5. Все гласные под ударением находятся в … (сильной) позиции.

2.Прочитайте текст. Спишите. Расставьте ударение в тексте.

Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старая ворожея знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. Когда вода закипела, старушка стала с сосредоточением помешивать варево. И вот наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера.

3.Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.

Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включен. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеянно переставлял ополоснутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем, но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.

После прочтения текста самостоятельно выполните следующие тестовые задания.

1. В каком слове ударение падает не на последний слог?

2. В каком случае ударный гласный выделен неверно?

3. В каком из этих слов постановка ударения определяется контекстом?

Источник статьи: http://multiurok.ru/files/tiest-orfoepiia.html

План-конспект урока по теме «Фонетика. Орфоэпия». 11-й класс

Презентация к уроку

«Трудно переоценить роль литературного произношения –
одного из важных показателей общего культурного уровня
современного человека. Правильное произношение слова
имеет не меньшее значение, чем верное написание»
К.С.Горбачевич

  • Систематизировать основные знания, умения, навыки по фонетике, орфоэпии; выработать четкое представление о системе гласных и согласных звуков, а также способах их обозначения на письме; показать соотношение звукового и буквенного облика слова; выработать умение находить основные звуковые процессы в слове и соблюдать орфоэпические нормы русского языка; подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ части I (А2–А6).
  • Способствовать развитию индивидуальной речевой культуры и расширению коммуникативных возможностей личности.
  • Воспитывать у учащихся чуткость к богатству и выразительности родной речи, гордость за родной язык, интерес к его изучению.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование:

  • карточки с заданиями;
  • материалы презентации, выполненные в программе Power Point.

I. Сообщение темы, цели урока.

На доске представлен план урока :

  • Фонетическая система русского языка
  • Основные фонетические процессы
  • Безударные гласные на месте ударных [а], [о], [э],
  • Фонетический разбор
  • Произношение сочетаний чн, чт
  • Произношение согласных перед е в заимствованных словах
  • Ударение. Акцентологические нормы.

II. Актуализация знаний по теме урока. Беседа по плану:

  • Что изучает фонетика? (звуки речи)
  • В чем различие между буквой и звуком?
  • В чем различие между произношением гласных и согласных звуков?
  • В чем различие между глухими и звонкими согласными?
  • Мы знаем, что глухие и звонкие звуки образуют пары. Какие звуки не образуют пар по глухости/звонкости?
Не пропустите:  Как узнать что шатается зуб к чему

Не образуют пар по глухости/звонкости:

5 глухих согласных

9 непарных звонких
СОНОРНЫХ согласных

  • В чем различие между твердыми и мягкими согласными?
  • Какие звуки образуют пары по твердости/мягкости, а какие являются непарными?

Не образуют пар по твердости/мягкости:

3 твердых согласных

3 мягких согласных

  • А почему согласные [ш] и [ш’] не могут образовать пару? (они различаются не только твердостью/мягкостью, но и краткостью/ долготой)
  • Как может быть обозначена на письме мягкость согласных звуков?
  • В чем заключается двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я? (обозначают гласные звуки [а], [о], [у], [э] и мягкость предшествующих согласных)
  • Какие согласные звуки называются шипящими? ([ж], [ш], [ч’], [ш’])
  • Сколько звуков может быть обозначено одной буквой?
  • С помощью каких букв обозначается звук [й]? (С помощью буквы й: мой, с помощью букв е, ё, ю, я; в некоторых заимствованных словах, с помощью сочетания букв ьо: почтальон [почтал’йон])

III. Тренировочные упражнения. Задания выполняются в группах.

Первая группа. Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов?

Вол – вёл, плоты – плоды, супы – зубы, лук – люк, мол – мель.

Вторая группа. Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке. Какие новые слова у вас получатся? Запишите их.

Лён, лей, люк, ток, шёл, шей, лёд, муж, араб, торг, суд.

Третья группа. Какие слова затранскрибированы? Запишите их.

[ рыца ], [ в`ирнуца ], [ баица ], [ м`эснас`т ], [ б`эзна ], [ рацтво ], [л`охкиj ], [ адгатка ], [ игзамин ], [ дроп` ], [ пачиркн`и ], [ фтарова ], [ п`итно ], [ jэл`н`ик ].

Четвертая группа. Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их по трем столбцам:

Кость, въезд, её, ёжик, женитьба, есть, короед, мозг, молоко, отбросил, подружиться, подсчет, приют, сбежал, ферзь, соевый, рушится, целиком, шведский, ясно, широкая.

Количество букв и звуков в слове совпадает

Звуков в слове больше, чем букв

Звуков в слове меньше, чем букв

IV. Знакомство с основными фонетическими процессами.

В потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Рассмотрим основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.

  1. Оглушение звонких парных на конце слова: стог [сток], кровь [кроф’].
  2. Оглушение звонких парных перед глухими: лодка [тк], в тень [фт’эн’].
  3. Ассимиляция — озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных, [в], [в’]): молотьба [д’б’], к дубу [гдубу].
  4. Расподобление (диссимиляция) — это усиление различий между звуками для облегчения произношения. Например, лёгкий [л’охк’ий], когти [кохт’и].
  5. Упрощение групп согласных происходит в словах с так называемыми непроизносимыми согласными: в сочетании из трех согласных один не произносится: здн — [зн], стн — [сн], стл — [ел], рдц — [рц], лнц — [нц], нтг — [нг]

V. Тренировочные упражнения:

1. Прочитайте стихотворение С.Маршака. Сколько раз вы произнесете звук ]? А сколько в этом стихотворении букв о? Почему такая разница?

Дорого вовремя время.
Времени много и мало.
Долгое время – не время,
Если оно миновало.

2. «Расшифруйте» фонетическую запись:

[д’эир’эвн’ь гд’э скуч’ал jэив’эн’иj был’а пр’эил’эсныj угал’ок там друк н’эив’иных нъслажд’эн’иj блъгъслав’ит’ бы н’эбъ мок];

[он фтом пакоjэ пъс’эил’илсъ гд’э д’ьр’эив’энск’иj стъражыл л’эт сорък скл’учн’ицъj бран’илсъ вакно сматр’эл имух дав’ил].

3. Даны пары слов. В какой из них слова состоят из одинаковых звуков?

VI. Слово учителя.

Итак, первая тема, которую мы с вами повторили, называется фонетикой. Она изучает звуки нашей речи. Они шумят, поют, свистят, иногда даже спорят, но никогда не ссорятся. Рядом с фонетикой соседствует орфоэпия. Как вы думаете почему? Конечно, орфоэпия следит за тем, чтобы правильно произносили звуки в словах. Задача орфоэпии заключается в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения.

VII. Произношение сочетаний чн, чт

В современном языке слова с сочетанием чн можно разделить на три группы:

  1. Чн [шн]: конечно, скучно, нарочно, яичница, прачечная, скворечник, девичник, двоечник, горчичник, а также женские отчества на чна: Ильинична, Кузьминична, Фоминична;
  2. Чн [ч’н]: точно, удачный, точечный, маскировочный;
  3. Нормативными считаются оба варианта произношения — [ч’н] и [шн]:
    подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный.

Варианты произношения разграничивают и различные лексические значения: сердечный [ч’н] приступ — друг сердечный [шн];

Фрикативный звук [g] в литературном языке допускается в словах о Боге, бухгалтер, ага, ей-богу, Господи. Конечный [г] заменяется звуком [к] (не [х]!): творо[к], диало[к], исключение составляет слово Бог [бох].

Не пропустите:  Что положить в ухо если болит зуб

VIII. Сообщение ученика об особенностях ударения в русском языке. Акцентологические нормы.

Ударение — это выделение какого-либо слога в слове большей силой произношения и увеличением длительности звучания. Гласный звук ударного слога произносится более напряженно и громко и называется ударным; гласные, находящиеся в безударных слогах, — безударные.

В русском языке ударение свободное, т.е. оно не закреплено за определенным по счету слогом.

При образовании форм слова ударение может оставаться неподвижным (брат, брата, брату) или передвигаться с одного слога на другой (лист, листа, листья).

Большинство слов русского языка имеет одно ударение — основное. Однако в сложных словах наблюдается и дополнительное (побочное) ударение.

Некоторые слова не имеют ударения: в тексте они присоединяются к предыдущим или последующим ударным словам. Обычно это служебные части речи: предлоги, союзы, частицы: под горой, ко мне, принеси-ка.

  • различает разные слова: мука — мука, замок — замок;
  • различает некоторые формы разных слов: ношу — ношу, кружки — кружки;
  • различает формы одного слова: снега — снега, носите — носите.

Орфоэпические ошибки, связанные с неправильной постановкой ударения, часто встречаются в устной речи. Для устранения ошибок необходимо обращаться к орфоэпическим словарям.

IX. Мнемонические пары.

Есть в русском языке слова, в произношении которых многие делают ошибки. Выучить их вам помогут рифмующиеся слова. Прочитайте и запомните слова в парах и тройках.

договор – приговор – разговор

каталог – диалог – некролог

документ – инструмент – медикамент

X. Конкурс дикторов. Проверка задания отработанного ребятами дома.

Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включён. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеянно переставлял бокалы. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем; но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.

Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старая ворожея знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить ее страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец все было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побежден. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая теплые августовские вечера.

Была последняя декада месяца. Старший менеджер сидел за компьютером. Он работал в очень быстром темпе, ожидая, что позвонит шеф и потребует отчет за третий квартал текущего года. Молодой человек занимался обеспечением оптовых поставок мальчиковой одежды, и последний договор, заключённый им, был признан экспертами самым выгодным для фирмы. За успешную работу менеджера должны были премировать. Отправив шефу отчет, молодой человек быстро просмотрел рекламный каталог, надел пальто, похожее на шинель, и вышел из офиса.

XI. Подведение итогов урока.

Слово учителя: обратим внимание на высказывание К.С.Горбачевича, которое станет эпиграфом к нашему уроку.

В чём основная мысль данного высказывания?

Почему автор придаёт особое значение правильному произношению?

Действительно, уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создаёт препятствия для эффективного общения. Поэтому существуют общие произносительные нормы, которые создают произносительную систему языка. В обыденной жизни мы редко задумываемся над тем, как произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии и, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем слова. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков.

Хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Твёрдости, чёткости дикции способствуют артикуляционные упражнения (например, знакомые всем скороговорки). А точность постановки ударения и произнесения можно уточнить по орфографическому или орфоэпическому словарям., ведь в правильности произношения есть свой определенный смысл. И именно такая правильность демонстрирует реальную красоту русского языка. Его строгость и волшебство.

  1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  2. Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)?
  3. Какие умения и навыки совершенствовали?

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/605352


Adblock
detector