Меню

Анатомо морфологические особенности временных и постоянных зубов

АНАТОМО-МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ, ГИСТОЛОГИЧЕСКИЕ И РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВРЕМЕННЫХ И ПОСТОЯННЫХ ЗУБОВ У ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ В КЛИНИКЕ

Высокая распространенность кариеса зубов у детей обусловлена,

прежде всего, особенностями строения зуба и его формированием.

К особенностям следует отнести:

• неполную минерализацию твердых тканей зубов, особенно временных;

• значительно более тонкие эмаль (величина которой не превышает

0,5-0,8 мм) и дентин (1,0-1,7 мм) временных зубов, по

сравнению с постоянными, где эмаль достигает 1,5-2,0мм, а дентин

• большую выраженность органической матрицы эмали;

рогов пульповой камеры, чем создается еще большая выраженность истонченности эмали и дентина в этих

• строение дентина отличается тем, что в нем более широкие дентинные канальцы, по которым кариозный процесс значительно быстрее распространяется, по сравнению с постоянными

• во временных зубах слабее выражена способность пульпы образовывать заместительный дентин, а в возрасте 1,5-3 года он и вовсе не образуется, однако, с другой стороны за счет быстрого развития кариозного процесса он порой не успевает образовываться.

• состояние твердых тканей зуба при кариозном процессе обусловлено еще и степенью сформированное™ или резорбции корней временных и постоянных зубов.

С началом резорбции корней заместительный дентин не образуется вовсе, а пульпа сама принимает активное участие в резорбции дентина со стороны пульповой камеры. Поэтому в зубах с резорбирующимися корнями дентин мягкий и отслаивается вплоть до вскрытия пульпы. По этой же причине клиника кариеса с началом резорбции корней как бы «стерта», т.е. не выражена. Важной особенностью, обуславливающей, например, развитие циркулярного кариеса, является то обстоятельство, что эмаль зуба минерализуется в пришеечной части зуба в последнюю очередь

и очень часто уже после прорезывания зуба.

Аналогично предыдущему пункту объясняется состояние эмали и дентина в области фиссур зубов, когда они широкие. Строение фиссур имеет к тому же и свои собственные особенности строения.

Во-первых, они могут иметь различную архитектонику: воронкообразное строение, конусовидное, каплеобразное, полиповидное, иметь несколько рогов. Глубина фиссур может колебаться от 0,25 мм до 3 мм. Ширина в области дна 0,1-1,2 мм, а в области устьев 0,006 до 1,5 мм.

Источник статьи: http://stomatologist.org/893-anatomo-morfologicheskie-gistologicheskie-i-rentgenologicheskie-osobennosti-stroeniya-vremennyh-i-postoyannyh-zubov-u-detey-kotorye-imeyut-znachenie-v-klinike/

Анатомические и функциональные особенности временных и постоянных несформированных зубов.

Особенности временных зубов

— наличие на поверхности эмали микротрещин и микропор;

— толщина слоев эмали и дентина составляет половину таковой постоянных зубов: слой эмали, не превышает 1 мм (около 0,5-0,7 мм), на апроксимальной поверхности расстояние от поверхности зуба до пульпы равняется 1,6-2,0 мм;

— эмаль временных зубов минерализована меньше, линии Ретциуса выражены слабее;
временные зубы имеют более плоский апроксимальный контакт и выраженный эмалевый валик в области шейки, что затрудняет раннюю диагностику кариеса контактных поверхностей;

— эмалевые призмы в области шейки во временных зубах ориентированы горизонтально, слой безпризменной эмали выражен слабо;
наличие так называемой линии рождения или неонатальной линии (линия между пре- и постнатально формировавшейся эмалью шириной от 10 до 20 мкм). У временных резцов неонатальная линия находится в пришеечной трети коронки зуба; у временных клыков и моляров – примерно в центральной части коронки или бугра;

— дентин менее минерализован, мягче, легче препарируется; толщина его приблизительно вдвое меньше, чем в постоянных зубах;

— скорость образования вторичного и заместительного дентина во временных зубах выше;

— перитубулярный дентин отсутствует или слабо выражен, дентинные трубочки широкие, короткие;

— отсутствуют «иммунные» зоны;

— значительный объем полости зуба, рога пульпы расположены близко к эмалево- дентинному соединению; мезиально-щечный рог пульпы временных моляров, как правило, располагается ближе к поверхности коронки зуба, что создает большую опасность при препарировании твердых тканей зуба;

— морфологически и функционально незрелая пульпа на этапе формирования временного зуба почти не способна образовывать заместительный дентин.

Особенности постоянных несформированных зубов

— Процесс минерализации эмали (созревание) постоянных зубов после их прорезывания продолжается не менее 6-7 лет и особенно активно — в первые 3-4 года.

— Созревание эмали бугров происходит более интенсивно, чем эмали пришеечной области, а полная минерализация эмали фиссур постоянных моляров происходит через 5 лет после их прорезывания. В период незавершенной минерализации эмали поражение первых постоянных моляров кариесом происходит уже в момент их прорезывания и наиболее интенсивное их поражение отмечается в первый год созревания эмали.

— Наличие большего количества воды, меньшая минерализация и толщина эмали и дентина постоянных, только что прорезавшихся зубов, а также большие межпризменные промежутки и трещины снижают прочность твердых тканей и устойчивость к воздействию патогенных факторов.

— В постоянных зубах с несформированным корнем околопульпарный дентин низкоминерализован и толщина его незначительна (12 мкм) поэтому при реставрации необходимо помнить о расширенных топографических границах полости зуба.

Не пропустите:  Сколько держать тампон после удаления зуба с кистой

— Форма и цвет постоянных зубов у детей имеют ряд особенностей: наличие фестончатого края, еще не подвергшегося физиологическому стиранию; линии Ретциуса, образующие на поверхности перикематы, в детском возрасте более выражены (это влияет на поверхностный блеск эмали и визуально делает ее ярче); в «молодых» постоянных зубах выражены мамелоны.

Все это обуславливает локализацию кариозных поражений и интенсивное развитие кариеса постоянных «незрелых» зубов, т.е. его острое течение, быстрый переход одной формы в другую без выраженной тенденции к ограничению процесса. Эти особенности необходимо учитывать при постановке диагноза, выбора препаратов и пломбировочных материалов для лечения кариеса в постоянных зубах с незаконченным формированием корней.

Классификация кариеса.

Кариес – это патологический процесс, который развивается после прорезывания зуба и характеризуется деминерализацией и разрушением твердых тканей зуба с последующим образованием дефекта в виде кариозной полости.

Классификации.

Стадия «мелового пятна» [начальный кариес]

K02.3 Приостановившийся кариес зубов

K02.9 Кариес зубов неуточненный

К04.00 Гиперемия пульпы (соответствует глубокому кариесу)

II. По глубине поражения

  1. Кариес в стадии пятна
  2. Поверхностный кариес
  3. Средний кариес
  4. Глубокий кариес

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник статьи: http://cyberpedia.su/5x99e4.html

Анатомо-морфологические особенности временных и постоянных зубов у детей

В клинику детской стоматологии обратилась больная Д., 16 лет, с целью санации.

При осмотре установлено: слизистая оболочка бледно-розового цвета, патологических элементов нет, лимфоузлы не пальпируются.

17 16 15 14 13 12 11 | 21 22 23 24 25 26 27

47 46 45 44 43 42 41 | 31 32 33 34 35 36 37

На вестибулярной поверхности 2.1 в пришеечной области обнаружено меловидное пятно размером 0,3 см на 0,4 см, выявленное после очистки поверхности зуба. При зондировании поверхность пятна гладкая. Со слов девушки, пятно появилось только 3 месяца назад.

При чистке зубов девушка изредка отмечает кровотечение, отмечая, что пользуется зубной нитью не часто, щетка у нее средней жесткости, зубная паста гигиеническая.

  1. Поставьте полный диагноз.
  2. Составьте и обоснуйте алгоритм лечебных мероприятий (проведите дифференциальную диагностику, определите необходимые дополнительные методы исследования, укажите необходимые лечебные мероприятия и диспансерную группу).
  3. Составьте и обоснуйте план профилактических мероприятий (рекомендации по питанию, гигиене полости рта, эндогенные и экзогенные методы).

Эталон ответа к задаче 1

1.Начальныи кариес 2.1 зуба. Кариес зуба 4.7, рецидивирующий кариес зуба 2.6.
2. Дополн. методы исследов. — Окрашивание меловидного пятна на зубе 2.1 раствором метиленового синего, или трансиллюминация.
Диф. д-ка – пятно на зубе 2.1 с поверхностным кариесом, эндемическим флюорозом, гипоплазиеи эмали.

  1. Лечебные мероприятия на 2.1– ПГПР, шлифовка поверхности зуба, обработка ремпрепаратами по схеме (или электрофорез препаратами кальция) . Лечение кариеса на 4.7 и 2.6.
  2. Профилакт. мероприятия — Обучение правильной методике ухода за полостьюрта, использовать ополаскиватели для полости рта, флоссы; проводить профессиональную гигиену полости рта не реже 2 раз в год. Зубная паста – противокариозная (указать какая). Домашнее применение ремпрепаратов ( указать препараты, выписать 1-2).

Девочка 14 лет, обратилась в отделение стоматологии детского возраста с целью санации полости рта, но также ее волнуют дефекты поверхности зубов около режущего края резцов верхней челюсти.

Из анамнеза врач стоматолог детский выявил, что углубления появились сразу после прорезывания, пигментировались позже, неприятных ощущении не вызывают. Проживает девочка в местности с умеренным климатом и концентрацией фторидов в питьевой воде 1 мг/л.

Объективно: слизистая оболочка бледно-розового цвета, патологических элементов, нет лимфоузлы не пальпируются.

17 16 15 14 13 12 11 | 21 22 23 24 25 26 27

47 46 45 44 43 42 41 | 31 32 33 34 35 36 37

При осмотре установлено наличие значительного количества зубного налета в придесневой области клыков и премоляров справа на верхней и нижней челюстях, на вестибулярнои поверхности, ближе к режущему краю, в эмали 1.1, 2.1 выявлены точечные углубления, дно углублении слегка пигментировано и выполнены небольшим количеством налета.

При чистке зубов девушка использует зубную щетку со средней степенью жесткости, меняет ее раза 2 в год, во время сдачи экзаменов при чистке отмечает кровоточивость в области межзубных сосочков справа, не пользуется зубной нитью или другими дополнительными предметами гигиены, зубная паста у девочки «Локалут актив», которой пользуется уже около 3 месяцев.

  1. Поставьте полный диагноз.
  2. Составьте и обоснуйте алгоритм лечебных мероприятий (проведите дифференциальную диагностику, определите необходимые дополнительные методы исследования, укажите необходимые лечебные мероприятия и диспансерную группу).
  3. Составьте и обоснуйте план профилактических мероприятий (рекомендации по питанию, гигиене полости рта, эндогенные и экзогенные методы).
Не пропустите:  Лечение зубов детям в краснодаре с закисью азота

Эталон ответа к задаче 2.

  1. Местная гипоплазия, эрозивная форма. Кариес 2.7 и рецидивирующий кариес 4.6
  2. Дополн. методы исследов – 1.1, 2.1 — Окрашивание раствором метиленового синего или трансиллюминация. Более подробный сбор анамнеза (выяснение болезней грудного и раннего детского возраста)
    Диф. д-ка — 1.1, 2.1 — С меловидно-крапчатой формой флюороза, с пятнистой формой гипоплазии, с кариесом в стадии пятна, с поверхностным кариесом. Этиология — нарушение обменных процессов в развивающемся зубе под влиянием различных заболеваний, инфекции.

Лечебные мероприятия – 1.1, 2.1 — ПГПР, местная реминерализирующая терапия (указать препараты). Реставрация композитами светового отверждения при необходимости. Лечение кариеса 2.7, 4.6 (указать пломбировочные материалы, которые можно использовать)

  1. Профилакт мероприятия — Соблюдение правил индивидуальной гигиены. Общая (витаминно-минеральные комплексы) и местная реминерализирующая терапия (белагель, РОКС минерал гель, GC Tooth Mousse). Использование дополнительных предметов гигиены и соблюдение сроков пользования одной зубной пастой подбор зубной пасты по показаниям (указать группу) (необходима противокариозная ЗП).

Родители с учеником 2 класса обратились в отделение стоматологии детского возраста с жалобами мальчика на боль в 1.1, возникшую сразу после травмы во время прогулки на улице, которую он получил 3 часа назад. После удара ребенок сознания не терял, общее состояние удовлетворительное.

Объективно: слизистая оболочка полости рта, бледно-розового цвета, патологических элементов нет, лимфоузлы не пальпируются.

16 55 54 53 12 11|21 22 63 64 65 26

46 0 84 83 42 41|31 32 73 0 75 36

При осмотре установлено наличие незначительного количества зубного налета в придесневой области резцов и клыков нижней челюсти. При осмотре: дистальный угол коронки 1.1 отломан (косой перелом), полость зуба вскрыта в области дистального рога, пульпа ярко-красного цвета, кровоточит и резко болезненна при зондировании.

При чистке зубов мальчик использует зубную щетку со щетиной средней степени жесткости, меняет ее 2 раза в год, зубной нитью не пользуется, зубная паста «РОКС для школьников». У стоматолога был год назад.

  1. Поставьте полный диагноз.
  2. Составьте и обоснуйте алгоритм лечебных мероприятий (проведите дифференциальную диагностику, определите необходимые дополнительные методы исследования, укажите необходимые лечебные мероприятия и диспансерную группу).
  3. Составьте и обоснуйте план профилактических мероприятий (рекомендации по питанию, гигиене полости рта, эндогенные и экзогенные методы).

Эталон ответа к задаче № 3

  1. Перелом коронки 1.1 c обнажением пульпы зуба. Кариес 5.5, 6.4, 8.4.
  2. Дополн. методы исследов – 1.1 -Рентгенография зуба для исключения вывиха, перелома корня. ЭОД и термодиагностика при обнажении пульпы не проводятся

Диф. д-ка – другие формы острой травмы зубов (перелом корня, вывих)

Лечебные мероприятия – 1.1 — Сохранение всей пульпы с использованием препаратов гидроокиси кальция (прямое покрытие) и СИЦ. Диспансерное наблюдение за продолжением формирования корня (через месяц – сбор жалоб и объективное обследование, 3, 6, 12 мес – рентген и т. д. до окончания формирования корня). При наличии жалоб – витальная пульпотомия – высокая ампутация) (указать алгоритм проведения методики и применяемые материалы). Лечение кариеса 5.5, 6.4, 8.4 (тактика стоматолога и обосновать необходимость проведения рентгенологического исследования )

3. Профилакт мероприятия — Соблюдение правил индивидуальной гигиены. ПГПР. Общая и местная реминерализирующая терапия (белагель, РОКС минерал гель, GC Tooth Mousse). Указать методику применения препаратов в домашних условиях. Рекомендации по подбору зубной щетки, мотивация посещения стоматолога

Пациент 17 лет обратился в отделение стоматологии детского возраста с жалобами на резкую боль при приеме пищи, разговоре, обильное слюноотделение, на множественные высыпания в полости рта. Заболевание сопровождается повышением температуры тела до 38,5 градусов, недомоганием, головной болью. Считает себя больным 4 дня.

Анамнез: Высыпания появились в день обращения к врачу. Ранее заболевание рецидивировало 1 — 2 раза в год. Две недели назад перенес грипп.

17 16 15 14 13 12 11 | 21 22 23 24 25 26 27

47 46 45 44 43 42 41 | 31 32 33 34 35 36 37

Объективно: поднижнечелюстные лимфатические узлы увеличены и болезненны. В полости рта определяется локализованный катаральный гингивит в области передних зубов нижней челюсти. На красной кайме губ наблюдаются эрозии и корочки желтоватого цвета. На коже в области верхней и нижней губы отдельные пузырьки с желтоватым содержимым.

Не пропустите:  Может ли быть заложен нос когда лезут зубы

При чистке зубов юноша использует зубную щетку с щетиной средней жесткости, меняет ее 2 раза в год, часто при чистке отмечает кровотечение, дополнительными предметами гигиены не пользуется, зубная паста «Колгейт тотал», которой пользуется вся семья. Но в настоящий момент из-за высыпаний юноша зубы не чистит.

  1. Поставьте полный диагноз.
  2. Составьте и обоснуйте алгоритм лечебных мероприятий (проведите дифференциальную диагностику, определите необходимые дополнительные методы исследования, укажите необходимые лечебные мероприятия и диспансерную группу).
  3. Составьте и обоснуйте план профилактических мероприятий (рекомендации по питанию, гигиене полости рта, эндогенные и экзогенные методы).

Эталон ответа к задаче № 4

1.Хронический рецидивирующий герпес (средняя степень тяжести);

2. Дополн. методы исследов – симптом Никольского, микроскопия содержимого пузырька, посев на питательные среды.

Диф. д-ка – с ОГС, опоясывающим лишаем, экссудативной эритемой;
Лечебные мероприятия – антисептическая обработка СОПР и красной каймы губ, применение противовирусных препаратов общего и местного применения (вектавир, вирумерц, бонофтон, ацикловир, интерферон, риодоксол, теброфен, флореналь, госсипол, оксолин, полудан, арбидол и др.- выписать 2-3). Cезонно проводить профилактическую противовирусную терапию;

3. Профилакт мероприятия — Соблюдение правил индивидуальной гигиены. Использование дополнительных предметов гигиены и соблюдение сроков пользования одной зубной пастой и зубной щеткой, подбор лечебно-профилактической зубной пасты по показаниям (необходима противокариозная ЗП – вечером и противовоспалительная — утром). В настоящий момент в период болезни – возможно пользоваться пенкой или ополаскивателем.

В клинику детской стоматологии обратились родители с ребенком 4 лет. Родители предъявляют жалобы на изменение у ребенка формы коронок зубов, которое появилось из-за стираемости. Из анамнеза: временные зубы прорезались в срок, имели нормальную величину и форму. Эмаль зубов постепенно скалывалась, зубы темнели, стирались. Ребенок находился на обследовании, поскольку подобные изменения зубов наблюдались у старшего брата и матери.

Объективно: лицо симметрично, пропорционально. Носогубные, подбородочная и подносовая складки — выражены. Слизистая оболочка полости рта бледно-розового цвета, влажная. Выявляется патологическая стираемость эмали и дентина всех временных зубов. На ОПГ: обнаружена облитерация полостей зубов и каналов зубов; корни тонкие, искривлены. Зачатки постоянных зубов сохранены.

55 0 53 52 51|61 62 63 64 65

85 84 83 82 81|71 72 73 0 75

Зубы ребенок чистит самостоятельно, время чистки родители не контролируют, зубная щетка мягкая, длина головки соответствуют сумме размеров трех передних зубов, зубная паста детская гигиеническая.

  1. Поставьте полный диагноз.
  2. Составьте и обоснуйте алгоритм лечебных мероприятий (проведите дифференциальную диагностику, определите необходимые дополнительные методы исследования, укажите необходимые лечебные мероприятия и диспансерную группу).
  3. Составьте и обоснуйте план профилактических мероприятий (рекомендации по питанию, гигиене полости рта, эндогенные и экзогенные методы).

Эталон ответа к задаче № 5

1. Несовершенный одонтогенез (синдром Стентона-Капдепона) аутосомно-доминантного типа наследования. Кариес 5.5, 5.1, 6.1.

2. Дополнительные исследования – медико-генетическое консультирование, сбор семейного анамнеза и условий антенатального развития. Витальное окрашивание, ЭОД.

Для этого типа наследования характерно:

— болезнь встречается в каждом поколении;

— доминанта передается только половине детей;

— соотношение больных мальчиков и девочек равное;

— больные мужчины и женщины одинаково передают болезнь своим детям;

— нормальные дети больных родителей имеют нормальными всех детей.

Диф. д-ка – несовершенный амелогенез, несовершенный дентиногенез, гипоплазия эмали

Лечебные мероприятия — По возможности сохранение корней временных зубов. Создание канала в облитерированном корне, его пломбирование.

Возможные последствия раннего удаления временных зубов является: недоразвитие альвеолярных отростков челюстей; снижение высоты прикуса, жевательной эффективности; ухудшение условий развития и прорезывания постоянных зубов. Диспансерное наблюдение у врача — ортодонта, который определит сроки и вид протезирования (защитные каппы; тонкостенные коронки с использованием физиологической сепарацией; съемные пластиночные протезы без кламмеров, с заменой через 8-10 месяцев у детей с временным прикусом).

3.Профилакт мероприятия — Обучение матери и ребенка правильной методике индивидуального ухода за полостьюрта; очистка зубов не реже 2 раз в день, применение зубных щеток (мягких), зубная паста – детские гигиенические, «РОКС беби» и др.. Общая (витаминно-минеральные комплексы) и местная реминерализирующая терапия (Белагель, РОКС минерал гель, GC Tooth Mousse).

Вопросы для курсового экзамена по детской терапевтической стоматологии

1. Стоматология детского возраста. Определение, содержание. Связь с другими медицинскими дисциплинами (педиатрия, инфекционные болезни).

2. Этапы развития стоматологии детского возраста и роль отечественных ученых (Лимберг, Дауге, Агапов, Виноградова, Колесов, Катц, Калвелис, Евдокимов, Ильина-Маркасян).

3. Плановая санация полости рта детского населения. Организационные формы. Роль отечественных ученых (Лимберг, Дауге, Агапов).

Источник статьи: http://zdamsam.ru/a71710.html


Adblock
detector